Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
MENU
Добро пожаловать на наш сайт!

ПРОЕКТ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Галлямутдинова Гюзель Нуримановна

воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 55 "Радость" города Лесосибирска"

 

Материалы практики:

Аннотация к проекту "От звука к букве" по формированию предпосылок к обучению грамоте старших дошкольников

Мероприятия по осуществлению проекта "От звука к букве"

Центр речевого развития "Говорим правильно!"

НОД по подготовке обучения грамоте в подготовительной группе "Цветик - семицветик"

Настольный театр в группе своими руками

Программа кружковой деятельности: «Пальчиковый театр как средство активизации речи дошкольников»

Пальчиковая игра "Дом" по авторской методике С.и Е. Железновых

Актуальность

В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные звуки ([л]-[л'], [р]-[р']). Неправильное произношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школьном возрасте может появиться переживание дефекта. Сверстники замечают искажение звуков, высмеивают, взрослые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляются необычные ошибки. Ребенок начинает стесняться во время общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках с рассказыванием стихов, неуверенно чувствует себя во время ответов на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно со стороны взрослых не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других - достаточно индивидуальных занятий с педагогом, родителями. При этом участие родителей в речевой работе обязательно! Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления. В настоящее время в ДОУ самыми распространенными недостатками речи дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточное развитие или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточная сформированность фонематического слуха и др. В период обучения грамоте старших дошкольников правильное, отчетливое произношение звуков имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и её недостатки могут привести к нарушению чтения и письма будущих школьников. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения у дошкольников необходимо сотрудничество всех участников коррекционных мероприятий, начиная с раннего возраста дошкольников. Поэтому моей главной задачей в педагогической практике встал вопрос о разработке и апробации проектной деятельности с составлением плана сотрудничества всех участников коррекционно-образовательного процесса для отслеживания положительной динамики по формированию правильного звукопроизношения дошкольников. Для осуществления проекта и привлечения всех участников коррекционно-образовательного процесса существует необходимость проведения консультации «Развиваем речь детей», где освещена значимость формирования правильного звукопроизношения детей с раннего возраста, и составления перспективного плана пошаговой подготовки дошкольников всех возрастных групп для достижения поставленной цели.

Подготовительный этап:

-разработка проекта;

-мониторинг речевого развития, звукопроизношения детей;

-привлечение всех участников коррекционно-образовательного процесса

Основной этап:

-осуществление практических работ в каждой возрастной группе

Заключительный этап:

-мониторинг речевого развития, звукопроизношения детей;

-проведение конкурса чтецов стихотворений в старшей, подготовительной группах;

-постановка музыкально-театрального представления по сказке Шарля Перро «Золушка»

Цель: формирование правильного отчетливого произношения звуков у дошкольников

Задачи:

  1. развивать слуховое внимание, фонематический слух и восприятие;

  2. развивать речевое дыхание;

  3. развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику детей;

  4. совершенствовать интонационную выразительность речи                                                                                                                                                      Положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением у дошкольников будет наблюдаться при условии организации согласованного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательной работы, учитывая важность систематичности и последовательности коррекционных мероприятий с решением определенных задач на каждом возрастном этапе развития дошкольников. Для развития и совершенствования произносительных умений и навыков у детей к 5-7 годам необходимо время. Поэтому практическая значимость долгосрочного проекта «От звука к букве» по формированию предпосылок к обучению грамоте старших дошкольников» состоит в необходимости начать коррекционно-образовательный процесс уже с младшего дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                      Данная проектная деятельность реализуется с применением инновационной и здоровьесберегающей технологий; с использованием игровых и практических методов и приемов; организацией индивидуальной, подгрупповой и групповой формами работы; проведением НОД по развитию речи, с интеграцией образовательных областей; осуществляя преемственность между воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому развитию в вопросах единой линии формирования правильного отчетливого звукопроизношения дошкольников на разных возрастных этапах развития в тесном сотрудничестве и партнерстве с родителями.                                                                                                                                         Ожидаемые результаты:                                                                                                                                                                                                                          -формирование фонематического слуха, интонационной выразительности речи;

  5. -развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики;

    -формирование правильного физиологического и речевого дыхания;

    -совершенствование произношения всех звуков родного языка в словах и словосочетаниях;

    -формирование дикции, ритмической стороны речи;

    -формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте старших дошкольников                                                                                                                        Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Своевременное выявление речевой патологии проводится путем логопедического обследования дошкольников не позже, чем в 4 года. Учитель-логопед детально изучает строение и подвижность органов артикуляционного аппарата ребенка. Затем тщательно обследует состояние звукопроизношения, выясняет состояние фонематического восприятия. В результате всестороннего обследования младшего дошкольника учитель-логопед получает все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести нарушения звукопроизношения, а также наметить пути коррекции дефекта, оценить динамику развития.                                                                                                                                                                                                                                                                   Список  литературы.

  6. 1. Агеева И. Д. «500 стишков для зарядки язычков», Москва, 2011г.

    2. Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий», Москва, 2010г.

    3. Макарова Н. Ш. « Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики», С-Петербург, 2009г.

    4. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду», Ярославль, 2009г.

    5. «Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, Москва, 2019г.

    6. Журнал «Воспитатель» №8, 2010г., стр.82. Статья Захрягина Т. И. «Родительский клуб «Грамотей».

    7. Журнал «Воспитатель» №8, 2010г., стр.110. Статья Зайцева О. И. «Артикуляционная гимнастика в детском саду».

    8. Журнал «Воспитатель» №2, 2012г. Статья «Профилактика звукопроизношения у дошкольников».

    9. Журнал «Дошкольная педагогика» №11, 2011г., стр.52. Статья Колосова Н. В. « Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста».

    10. Белякова Л. И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи», Москва, 2004г.

    11. «Дошкольная логопедическая служба» под ред. О. А. Степановой, Москва, 2008г.

    12. «Игровая методика раннего развития «Музыка с мамой»», авторская программа С. С. и Е. С. Железновых, Москва